Интервью с Романом Фоминым
публикация журнала "Пудель" №3/2002
Журнал «Пудель» № 3/2002 представляет Вам одного из самых «публичных» мастеров груминга в России, человека, которому удалось добиться широкой известности и признания своих достоинств не только в нашей стране, но и за рубежом. Самый известный русский мастер за пределами России и самый «иностранный» по стилю работы среди русских, он всегда радует зрителей и экспертов безупречно выполненной стрижкой. Его работа давно уже стала синонимом успеха в шоу-ринге.
Интервью сделано в апреле-мае2002 года
Рома, расскажи, как у тебя появился твой первый пудель.
- Мне было тринадцать лет, я и мечтать не смел о собаке, точнее,
мечтал, но не просил собаку, родители говорили, что в доме "мало места", все, как это
обычно бывает. А мечтал я о ризеншнауцере. У друга был ризен. За два дня до нового года папа пошел гуся покупать на рынок и купил собаку. Папа любил все коричневое, у него весь дом был
коричневый. И не смог не купить. Он пришел и сказал: "Сейчас я принесу вам собаку". Все скептически к этому отнеслись. А когда мы спросили, какую, он сказал, что пуделя. О Боже, какой ужас!
Любовь к собаке началась в тот же день, когда бабушка сказала, что он некрасивый. Мне стало так обидно за него. Как это так, моя собака, хоть и пудель, а некрасивая?! И я стал его любить. С тех
пор таких детей, каким был я сам тогда, я не встречал. Кто так увлеченно стал бы всем заниматься. Прогулки, кормление - все это было мое. Это не была собака, которую покупают ребенку,
а занимаются с ней родители, это была моя собака. Он был переростком малого пуделя, сантиметров 47, с чудесным характером, с грустными глазами, обычный первый пудель. С ним я прошел большую
школу, научился ухаживать. Он быстро перецвел, не был коричневым, а скорее кофе с молоком. Он был очень нарядный, шерстяной. Без родословной. Я очень
увлекся и почти сразу, когда ему было года два, стал мечтать о черной собаке. Не знаю почему. Было такое издание - "Пудель" Анне-Мари Вольф-Тальбот, настольная книжка всех пуделистов. С нее все
началось, черные пудели меня поразили.
Тогда ты за ним ухаживал сам? Что именно ты делал?
- Я мыл свою собаку регулярно. Не сразу я начал сушить его феном, но у него была очень удобная шерсть, которая практически не сбивалась в колтуны. Если его помыть и не сушить, не оттягивать, он имел вид очень достойный. Он обладал всеми качествами, чтобы не вызвать антипатии к этой породе.
А кто его стриг?
- Я сам его стриг. Папа был очень аккуратный человек, и он первое
время стриг ему морду и лапки. Раньше была традиция стричь первую детскую шерсть налысо. Помню, как весной это красивое создание было пострижено чуть ли не овечьими ножницами налысо. А потом
начался дачный сезон, и я стал стричь его сам. Я привык к тому, что он всегда стриженый, всегда аккуратный, и когда его чуть-чуть запустили, взялся за ножницы. Потом я первый раз пришел на
выставку, посмотрел, пришел домой и сделал что-то
подобное. Очень осторожно. Я тогда учился в Художественном училище и был не чужд творчеству. Увлекся я серьезно, пришел в клуб собаководства, по средам там была секция пуделей. Мне захотелось
глубже все узнать, я прочел стандарт. Первое, что выяснил, это что мой пудель растянутый. Постепенно я стал посещать выставки. Выставочные собаки меня покорили - красавцы были невероятные, в
стрижке скандинавский лев. Это был 92-93 год. В Рязани хорошие мастера тогда были, было на что посмотреть. Меня это захватило полностью. Два раза в год были выставки, два праздника для меня -
осенняя выставка и весенняя. И я стал просить у родителей выставочную собаку. Была возможность и была конкретная собака, которую я у них просил, черная, финских линий. Они мне не разрешили -
такой же комплекс - две собаки - привилегия богатых, мы держать двух не можем. Не поняли глубину моего увлечения. Поехал я даже самовольно брать ее, думал -
принесу, не выкинут. И мне ее не отдали. У меня были волосы длинные, доверия своим видом я не внушал. Сложилось так, что в 16 лет я семейный очаг покинул, стал сам зарабатывать деньги, и примерно
через год я оплатил вязку в Москве одной из рязанских черных сук, с Хэппи (Хэппи Арлекин с Альтейросеи). И двух щенков из этого помета я взял за стоимость этой вязки. Кобеля я продал, а суку
оставил себе. Таким образом была приобретена моя первая выставочная собака.
В какой момент ты стал стричь профессионально? Первую свою выставочную собаку ты сам стриг?
- Да, получилось так, что кроме меня моих собак никто никогда не стриг. И самую первую стрижку к выставке своей первой выставочной собаки я делал сам.
Страшно было?
- Своих собак всегда страшно, всегда жалко, всегда недостригаешь,
хочется больше оставить. Этот порог я очень долго не мог преодолеть. Жалеешь лишнюю шер
сть на своей собаке, чувствуешь, что надо бы больше состричь, что было бы лучше, но не можешь, к сожалению. Но никогда ни один мастер не касался моих собак.
Мой тесть очень мне помог. Он сказал: "Хочешь учиться - давай, я помогу тебе финансами". Я пошел в Рязанский клуб собаководства и попросил у них телефон каких-нибудь курсов. Меня спросили, поеду
ли я в Москву. И я ответил, что поеду. И в итоге я каждую неделю из Рязани преодолевал двести километров туда и двести обратно на курсы по стрижке к Любовь Семеновне Батышевой. Это был
героический поступок - около девяти часов я был в пути и порядка четырех-пяти часов проводил на курсах. И в одно время с этими курсами у меня появилась моя выставочная собака. Моя первая
выставочная собака была довольно простой, ничего особо интересного, но свое первое Бест ин Шоу я выиграл именно с ней. Тогда в жизни появилось что-то новое, больше, чем стрижка. Появились
выставки. Тогда я понял, что это очень, черт возьми, приятно - выигрывать.
Как началась твоя карьера профессионального грумера, когда ты стал стричь чужих собак к выставке?
- Началось все очень просто - сначала соседи, домашние стрижки, потом курсы, и когда курсы я окончил, моя собака стала как бы рекламой. Я приходил с ней на выставку, все видели, что уровень
подготовки этой собаки на порядок выше тех собак, которые приготовлены другими, опытными уже мастерами. Она действительно отличалась. Тогда у меня не было никаких других собак к выставке, я
готовил ее одну, я мог посвятить этому двадцать часов, доводя до совершенства. И люди стали ко мне обращаться. За достаточно короткий срок у меня сформировалась выставочная клиентура. Я провел
большую работу. К моменту переезда из Рязани у меня была солидная клиентура, как выставочная, так и не выставочная, очень стабильная круглый год, не было сезонности. Приучал людей ухаживать за
собакой, работал очень серьезно.
Сколько у тебя было примерно клиентов на тот момент?
- Я закончил где-то на 150 постоянных, солидных клиентах. Это где-то года три-четыре назад. Статистику я подвел, когда клиентура передавалась другому мастеру. Я и сейчас свой город не забываю, посещаю каждый год выставки. И из года в год выигрываю там Бест ин Шоу. САСевская сезонная выставка. Вот такой я выходец из Рязани. Первый, по-моему, был Сергей Есенин, а второй я - как бы Сергей Есенин от кинологии. Руководитель клуба, когда встает на банкете по окончании выставки (а эксперты многие не знают, что я оттуда родом), говорит тост за рязанскую собаку, которая "в очередной раз выиграла Бест ин Шоу". Первый вопрос эксперта: "Какая рязанская собака, ведь выиграл же парень из Москвы?" Город маленький, тесный, пройдя по улице, всегда можно было увидеть собак, которых подстриг сам. И свою собаку узнать легко. Получилось так, что для такого города у меня действительно была хорошая клиентура, большой объем работы. Если люди приходили ко мне, то они приходили ко мне на пять лет и больше, это была уже практически семья, другие отношения. Люди там более консервативные, и качество их вполне устраивало. Я с каждым отрабатывал определенную длину шерсти. Если люди справлялись с пышными штанами, значит, они у их собаки были, если не справлялись, значит, они были короче. Кто-то не хотел сам вообще ухаживать - и стригся регулярно, чаще. Сейчас я работаю совсем по-другому.
Как ты собрался переезжать в Москву? Что подвинуло тебя на этот шаг?
- Здесь не обошлось без роли Георгия Васильевича Баклушина. Незадолго до меня он переехал в Москву. Он признанный профессионал-пуделист, он меня и заметил тогда. У него возникла потребность в мастере. Это было время еще до дефолта, были довольно высокие цены на стрижки, порядка 50 долларов стоила хорошая стрижка, очереди, неудобные условия, надо было привозить собаку, мыть. Я думаю, он просто захотел альтернативы. А я готовил Пьера Голден Блик, в моей стрижке он успешно выставлялся, меня Георгий Васильевич заметил. И первые собаки, которых я стриг в Москве, это его собаки. Получилось так, что маленькая московская клиентура у меня сложилась уже на курсах. Были люди, которые приходили на курсы стричь своих собак и хотели, чтобы правую половину им стриг Рома. Моя работа в Москве началась с выездов, это не была еще жизнь в Москве. Надо было подстричь Георгию Васильевичу собак, я приезжал на один-два дня, останавливался у него. В наборе первоначальной клиентуры он мне очень помог. Людей устраивало качество. Я еще учился тогда, не был устоявшимся шоу-мастером. Много было сделано вместе с Георгием Васильевичем, он начал меня раскручивать, предлагать другим владельцам. Сначала я приезжал на один день, потом оставался еще на один, потому что еще какая-то работа появлялась, потом на три, на четыре, заканчивалось тем, что иногда я возвращался домой в неделю или даже в две недели один раз. Стриг я в основном выставочных собак.
Инициатива переезда была твоя?
- Получилось так, что объем работы в Москве уже стал настолько большим, что смог бы меня здесь обеспечить. Работа здесь безусловно интересней. Работа с выставочными собаками представляет собой гораздо больший интерес, чем работа с домашними. В общем, я почувствовал, что могу делать больше, намного больше. Здесь стали обращаться ко мне акулы этого дела, такие, как Елена Авдеева, Людмила Губанова, люди, которые имели большой вес с пуделином мире. Был длительный период, больше года, когда я в Москве уже полномасштабно работал, возвращаясь изредка домой. И тогда встал вопрос - так больше продолжаться не может, тяжело жить в поездах или у кого-то, надо переезжать.
В настоящий момент весь твой доход - это собаки?
- Да. Я профессионал в этом деле. Хендлинг, конечно, сейчас добавляется, стрижки
Когда у тебя щелкнуло в голове, что вся твоя жизнь будет в этом заключаться? Когда произошел переход от хобби к работе?
- Полюбил я это дело очень давно. Я человек увлеченный. Это хорошая альтернатива моему образования. Я не могу сказать, что я много зарабатываю, столько, сколько меня устраивает, но я
прогрессирую. Я художник-педагог по образованию, понятно, что это бы меня не кормило, и, глядя на своих сокурсников, я понимаю, что шикарная альтернатива получилась - и выход творческой
потребности, и финансовая поддержка. Когда я понял, что это мне дает доход, что на эти деньги я могу жить, могу себе кое-что позволить, я понял, что нужно раскручиваться. Я не привык делать
что-то не до конца. Получилось, что и собаки, и училище, и то и другое требовали меня полностью. Совмещать у меня не получалось. В итоге я год не доучился в художественном училище, пришлось
бросить. Вот тогда выбор и был сделан. Все окружающие отнеслись к этому скептически. Нет такой профессии - грумер.
Действительно, у нас в стране нет такой профессии. А сейчас тебя не посещает беспокойство относительно будущего?
- Да нет. Сейчас как раз наша кинология переходит в рамки профессиональной, подобно американской кинологии, европейской. Она дает широчайшее поле для развития таких людей, как я. Это уже не любительское собаководство. Сейчас выиграть может только та собака, которая классно подготовлена. Я думаю, сейчас гораздо больше перспектив. Так что я не волнуюсь.
Расскажи, как развивалась твоя карьера в Москве.
- Здесь я прошел большую школу, здесь было, безусловно, очень много разочарований, очень много сложностей. Когда я выигрываю в Европе какой-нибудь конкурс, меня спрашивают, трудно ли мне было. Я говорю, что труднее всего мне было победить в Москве в 1999 году на первом конкурсе грумеров в своей жизни, потому что там была и политика... Это Россия, что об этом говорить, пробиться здесь гораздо сложнее, препятствий было достаточно много. Тут было побольше предательства, игры, побольше грязной политики. Но, тем не менее, когда цель ясна, человек к ней продвигается. Я в шестнадцать лет ушел из дома, сам себя обеспечивал, многого научился добиваться сам.
Какие основные моменты твоей карьеры тебе особенно запомнились, какие-то события?
- До 1999 года я занимал определенную нишу, я работал, у меня была хорошая клиентура, собаки побеждали, но я не был первым и даже в первой пятерке не был, если ее очертить. Но вот как раз 99-ый
год - переломный момент, "Фауна" в январе 99-го, когда впервые проводился конкурс парикмахеров по международным правилам, когда была интерэкспертиза, когда я победил независимо ни от чего. И в
тот же день победила в Бест ин Шоу собака, которую я готовил - Элегант Стайл Гейша Славянка. Такой вот дубль. И тогда народ стал ко мне по-другому относиться. Это был толчок. Я выиграл поездку во
Францию на конкурс грумеров, но не попал. Я считаю, что все-таки по политическим соображениям. Не буду их озвучивать, это мое мнение. Даже не смотря на то, что я не попал во Францию и не выиграл
там, а выиграл другой человек, который все-таки туда попал, который проиграл здесь мне, был вторым, толчок был глобальнейший. Я понял, что в моей жизни что-то произошло. Я по-другому зазвучал. И
пошли клиенты. Меня стали узнавать эксперты. До этого я существовал узко, в рамках своей породы, а здесь круг общения значительно расширился, появились такие звезды, как Анна Бабаева, Людмила
Мун, все эти люди обратили на меня внимание. На тот момент и по сей день они составляют основу РКФ, заводчики, которые всю свою жизнь посвятили породе.
Насколько, на твой взгляд, груминг - ремесло, и насколько искусство? И еще один вопрос - насколько известность грумера зависит от умения делать промоушн? Ты ведь мастер в этом деле.
- Да, я хочу сказать, что промоушн - это нужно. Но это вспомогательный элемент. В основе лежит мастерство грумера, его талант, его способности.
Но возможно путем упорного труда научиться делать это "high-class" или все-таки это талант?
- Я думаю, талант. Хотя нет, скорее, талант и трудолюбие. Могу привести такую аналогию. В художественном училище, на первом курсе, всем лет по 15-16, есть очень талантливые, и очень трудолюбивые. Всегда есть такая категория - трудолюбивые, которые трудятся, не покладая рук, трудятся, но таланта им не хватает. А талантливые могут месяц спать, а потом что-нибудь наверстали за ночь, и педагоги все восхищаются. Это первый курс - талантливые звезды и трудолюбивые середняки. И четвертый курс, когда трудолюбивые, находясь в кругу талантливых, уже выдают стабильную классную работу. И талантливые, которые в принципе уже и не могут что-нибудь сделать, их подтягивают, но... Поэтому на самом деле это микс таланта и трудолюбия. Я - реальный трудоголик, я фанат, я могу невероятный объем работы проделать. Я люблю эту работу, даже когда большой перегруз, все равно она мне доставляет наслаждение. И еще есть понятие вдохновения. Есть люди, которые ждут вдохновения, а пока его нет, они ничего толком сделать не могут. Ко мне вдохновение приходит от работы. Я ставлю собаку на стол, делаю первые взмахи ножницами, и все - я завелся. Это качество мне помогает. Работа эта не из легких. Я думаю, что хорошим средним мастером может стать просто трудоголик, а талантливый может стать звездой. И плюс человеческие качества - коммуникабельность и умение делать промоушн.
Поговорим о технике. Ты мастер высокого класса и людям интересно, как ты это делаешь. Чем, каким инструментом ты работаешь?
- Трудно описать это. Проще гораздо показать. Инструмент разный, у меня есть ножницы от дешевых, от 40 долларов, до дорогих, 350-долларовых, из хорошей стали, солидной фирмы. Что мне нравится? Вполне традиционные расчески - пуходерка, грабли с довольно редкими длинными зубьями. Фен мощностью 1,5-2 тысячи ватт. Я не работаю со штативом, не работаю с ассистентом, я всегда работаю в контакте с собакой, никого не прошу держать, я предпочитаю два-три раза помучиться. Пудели обучаются очень легко. На третьей стрижке собака уже не создает никаких препятствий. Я работаю сам. О ножницах отдельный разговор. В любом случае, длина лезвий - 8-8,5 сантиметров. Мне трудно рассказать, какими они должны быть, проще показать. Я использую немецкие, американские. Германия, пожалуй, EHASO, Solingen, и американские, там широчайший выбор, множество фирм, широчайший диапазон цен. Хотя немецкие более приемлемы для России во всех смыслах. И в смысле цен, и просто они ближе. Они меня устраивают, определенные модели. Начинали все с ножниц, сделанных на Таганке, сейчас у нас тоже нет особой альтернативы, нам в России ничего не предлагают наши производители, поэтому наш выход - Германия. Качество ножниц зависит от качества стали. Бывают ножницы одноразовые, то есть одно-два случайных падения на пол, и ты не можешь ими работать. Заусенец, и полотно не стрижет. Отнесем в точильную мастерскую, но там их не спасут. Они полностью теряют способность стричь так, как стригли, когда были новыми. Ножницы из хорошей стали могут упасть и при этом продолжать стричь, даже если на полотне появился заусенец. Они все равно будут продолжать какое-то время работать. И после заточки будут работать хорошо. Отдельная специфика по длине лезвий, по длине части между кольцами и гвоздиком, это уже дело техники.
А щетки у тебя традиционные?
- Да, никаких секретов, никаких наворотов. Пуходерка самая традиционная - средней длины зуб, параллельные ряды, удобная рукоятка. Никакого эксклюзива. Пуходерка, грабли, ножницы - три составляющих.
С чего начинал ты в косметике и что используешь сейчас?
- У многих это вызывает иронию, но сейчас я работаю с тем, с чего начинал. В то время, когда я начинал, еще не было никаких известных собачьих фирм, ассортимент в зоомагазинах оставлял желать
лучшего, были только шампуни с противоклещевым и противоблошиным эффектом, которые отвратительно пахли. И лучшим был любой человеческий шампунь для сухих и ломких волос. Pantene Pro V давал нам
достаточно приличные результаты. Шерсть была пышная, блестела, не пачкалась, и на выставке собаки выглядели отлично. Потом был период, когда я начал побеждать в конкурсах, серьезные фирмы мной
заинтересовались, было вылито много галлонов дорогой собачьей косметики, итальянской, американской, французской, немецкой, каждая фирма пыталась привлечь внимание: "Попробуй вот это, попробуй
то". Я попробовал очень много. Не хочу ничего плохого говорить, все очень индивидуально. Шампунь какой-то конкретной фирмы может конкретной собаке подходить идеально, а моей нет. Я вернулся к
тому, с чего начинал. Я пользуюсь человеческой формулой для сухих и ломких волос.
На всех собаках?
- На всех, меня это устраивает. Равно как и на моих клиентах. Я никогда не заставляю, мойте, чем хотите, но если я стригу Вашу собаку, то будьте добры в этот день помыть тем, чем я хочу. Потому что мне это удобно. Это удобно для меня, мне удобно работать с шерстью, помытой конкретной косметикой именно такого плана. В каждодневном уходе Вы можете использовать масла, бальзамы, кондиционеры, все что угодно.
Можешь ли ты определить, в чем преимущество твоего способа перед собачьей косметикой высокого класса?
- Безусловно, цена прежде всего. Я скажу вот что - разница в результате не колоссальная. Шампунь и бальзам, которые стоят значительно дороже человеческой косметики, не дают результата, который столько же значительно отличается от результата, который я получаю, когда мою обычным шампунем.
А чем ты сейчас щенка мыл?
- Pantene Pro V 2 in 1.
Как насчет бальзамов?
- Обычно я использую на каждый день отдельно шампунь, отдельно бальзам. Также любой человеческой фирмы. Они также точно предназначены для частого применения. В основе лежит довольно обычная химическая формула. Если вы проанализируете состав любого шампуня ведущей собачьей фирмы и любого шампуня для людей, то увидите, что не так это друг от друга далеко, одни и те же химические компоненты.
Производители собачьей косметики много говорят собачьем уровне PH и о человеческом уровне PH, о том, что собачья косметика сделана именно для собак. Что ты об этом думаешь?
- Я одно могу сказать, я не химик, но я пробовал все на длинной дистанции, не так, что я помыл один раз шампунем какой-то фирмы и высказал свое мнение, ничего подобного. Я брал косметику - галлон или два, получалось, что я три месяца использую косметику одной фирмы и смотрю на результат. И в итоге понимаю, что не так - путается, ломается, что-либо еще. Как правило, все заканчивалось тем, что результат меня не устраивал. У меня свои определенные требования к шерсти. Та косметика, которую сейчас я использую, на протяжении долгого времени довольно стабильна. Дает однозначный устраивающий меня результат. У меня ухоженные, не пыльные, не спутанные собаки, шерсть не склеивается, выглядит классно. Это мои собаки и собаки моих клиентов. Есть, безусловно, люди, которые принимают мою формулу подхода и довольны. Я собрал много подписей в защиту.
А бальзам всегда используется?
- Не принципиально. Я скажу одно - если брать профессиональные собачьи формулы, то я использую из них масла. Если хорошее масло, я американскую сейчас использую формулу, не обязательно наносить
бальзам. Можно помыть тем же 2 в 1 шампунем, можно даже обычным, но лучше 2 в 1. С кондиционером. И ту самую важную часть гривы, где резиночки и папильотки, все эти промежуточки, все касательные,
где шерсть соприкасается между собой, все это я смазываю маслом. Это даже не масло, это спрей. Когда я высушил и разобрал на резинки, я обязательно использую его. Масло, которое впитывается
буквально за 10 минут и высыхает. Есть такого плана продукты, я не буду называть конкретные фирмы, практически каждая собачья компания предлагает формулу такого масла. Через 10-15 минут оно
впиталось, сохраняет великолепно гриву, две недели я вообще не трогаю, никаких колтунов, мне только изредка приходится поправить на голове резиночки, потому что они растрепываются. Я не
расчесываю собак сухими, я использую кондиционеры и антистатики собачьих фирм. Я мою человеческим шампунем, но выборочно использую еще те или иные продукты собачьих фирм, а именно кондиционеры и
антистатики, и масла. Это два направления, которые я использую.
То есть масла ты для всех собак используешь, не только для тех, у кого ломкая шерсть?
- Да. Это обязательно в повседневном уходе для любых собак.
Ты раз в две недели моешь?
- Да. На протяжении двух недель я вообще собаки не касаюсь, поправляю только голову, если это нужно. Я тщательно расчесываю - как только я выключил фен, это означает, что в этой собаке не осталось ни одного колтуна, даже малейшего. То есть я заканчиваю с колтунами, если они есть, в процессе сушки. Потом я уже не дочесываю, не додираю. Я все тщательно разбираю пальцами, пуходеркой. Я не видел ни одного эффективного средства от колтунов. Если собака спуталась, использую бальзам в чуть большем количестве, точно также сушу и разбираю. Помыл, высушил, разобрал, отфенил - собачка стоит образцовая. Убираю всю гриву в резинки.
Ты просто резиночки используешь или закручиваешь?
- Я не закручиваю. Я долгое время закручивал. Но сейчас чуть проще к этому отношусь. Во-первых, отмена лака не требует такой огромной гривы. И, во-вторых, пудель, закрученный в папильотки, не настолько эстетично выглядит. Хочется, чтобы собака выглядела красиво и для дома, хочется хвостики видеть, ушки, и не только по праздникам, по выставкам. Хочется, чтобы собака в рамках повседневной жизни тоже приносила радость. А эти папильотки, которые придавливают, создают такой неэффектный вид, доставляют больше дискомфорта, чем просто резиночки. В итоге я отказался от этого. Теперь я ни уши не заматываю папильотками, ни гриву. Единственное - пряди я не связываю между собой, все пряди отдельно. Я не соединяю их дракончиком, потому что в этом случае они имеют сильную тенденцию спутываться в месте соединения. И в таком виде собака две недели совершенно спокойно ходит. Но при этом я обязательно наношу на пряди масло.
А какие нюансы существуют при подготовке шерсти к выставке? Возможно, ты какие-то дополнительные средства используешь?
- Я использую аналогичный подход. Просто, как правило, без бальзама, или шампунь 2 в 1, или шампунь в чистом виде, без применения кондиционера. Но обязательно с применением антистатика. У шерсти
есть свойство быть сухой, летать и электризоваться, если она не кондиционирована и не намазана бальзамом. Я использую любой антистатик, каждая фирма имеет свои формулы. Я опрыскиваю им и сушу,
это гасит полностью все эти проблемы, дает дополнительный блеск. Шерсть получается управляемая, очень приятная, и при этом очень пышная и объемная. В связи с отменой лака я стал использовать
некоторые текстурные формулы шампуней, сделанные как раз для собак. Это делает шерсть чуть жестче, дает больше объема. Я использую такие шампуни не во всех случаях, только для определенной
шерсти, там, где это необходимо. Есть собаки, которым это не нужно.
А ты используешь пенки, муссы, на которые сейчас многие перешли?
- Если использовать их, то вся идея отмены лака теряет свой смысл, потому что при использовании пенки все равно есть необходимость перемывать собаку вечером или на следующий день. Я это не использую, так же, как и начес не использую. Я разработал определенную систему завязывать резиночки, и в итоге у меня собака выглядит очень опрятно, в движении грива хорошо лежит, в нужном направлении. Если идею отмены лака считать гуманной, то это предполагает отмену любой фиксирующей косметики.
На твой взгляд, кто больше потерял из-за смены лака?
- Потеряли те собаки, которые были оформлены несколько утрированно, у которых были скрыты сильные недостатки. Потеряли собаки с короткой шеей, с плохим выходом шеи. Но, как выяснилось, таких было не много. Я потери не ощущаю. Собаки нарядные, имеющие чудесную фактуру шерсти, так же отлично выглядят. Но лак - не помощник плохой шерсти, вряд ли что-то можно было сильно изменить и раньше. Если шерсть была недостаточно объемной, недостаточно хорошей, лак был тяжелым на ней, и она не выглядела эффектно.
А пудель как шоу-собака потерял много, на уровне
Бест ин Шоу?
Рома, а тебе не кажется, что отмена лака несколько изменила расстановку в ринге? - Не думаю, я не сталкивался с такими ситуациями. Все равно ведущие мастера делают хорошую работу. Если говорить о лаке в масштабах нашей страны, нетрудно догадаться, что красивую укладку могли делать только несколько человек. А остальные просто безбожно поливали шерсть, топили ее в лаке. Ровно так же, как сейчас те же несколько человек диктуют моду, они же потихонечку осваивают подготовку без лака. Ведущие мастера и ведущие собаки - лидеры не ушли на второй план, они все остались. На каких образцах ты учился стричь? И продолжаешь ли ты сейчас учиться у кого-то? - Скажу все-таки, что в большей степени учился я на своих собаках, то есть все эксперименты, все идеи, все догадки я старался воплощать на своих собаках, так как не хотел подставлять клиентов, не хотел на них экспериментировать, не хотел рисковать. Все самое экстремальное, все самое необычное, все новое доставалось моим собакам. Если идея удавалась, то потом это становилось достоянием клиентов. Учусь постоянно, учусь в любом случае, учусь по сей день, в основном по фотографиям. Сейчас, владея техникой, выбираю что-то, смотрю много американской литературы. Не смотря на то, что существует очень большая разница между их стилем и нашим, я у них учусь очень многому. Сегодня американцы для меня - эталон, и технически, и, в какой-то степени, идейно. Я стараюсь сделать микс между американским стилем и скандинавским, смоделировать что-то среднее.
|
Охарактеризуй, пожалуйста, американский и скандинавский стили. В чем разница?
- Однозначно скажу, что глобальная разница - в техническом исполнении. Американцы гораздо техничнее, гораздо чище. Но, тем не менее, они часто стригут простые прямые перпендикулярные линии, без идеи, как правило, без особой мысли об экстерьере, об углах, о формате. Очень строго, очень прямолинейно и очень чисто. Европейский стиль, скандинавский стиль - более элегантный, более экстремальный. Иногда это тоже не на пользу экстерьера животного, не всегда помогает скрыть недостатки. Европейский стиль - гораздо более разнообразный. Американцы - это шаблон, они однотипны, трудно найти разницу в стиле между американскими мастерами, у них есть один идеал, к которому они все стремятся. Пожалуй, есть Kaz Hosaka, японец, который работает в Америке, он достаточно индивидуален для Америки, он отличается, у него есть свои секреты. Если взять, к примеру, сто американских мастеров (я видел такое количество на конкурсе однажды), они все делают однотипную работу. И равное количество европейских мастеров - и ни одного повторения. Все пытаются сделать что-то свое, что-то особенное.
А можно ли говорить о русском стиле?
- Да, однозначно можно. Я считаю, что русский стиль - это отточенный до совершенства скандинавский, на мой взгляд, более анатомичный, более натуральный, имеет больше связи с экстерьером.
Разумеется, я говорю о лучших в России мастерах.
Мог бы ты назвать людей, у которых ты учишься, в России и за рубежом.
- Это Kaz Hosaka, конечно. Я не знаком с ним лично, я изучаю его модели, фотографии. Это Tiina Palosaari. Я с ней иногда общаюсь, задаю вопросы. Хотя, в принципе, нет необходимости задавать какие-то вопросы кому-то из мастеров, достаточно видеть окончательный вариант их работы. Jean-Francois Vanaken из Бельгии. Может быть, в Европе и все.
А в России?
- Для меня идеалом и эталоном остается по-прежнему один мастер - это Галина Алексеева, у который каждый раз чему-то учишься, которая всегда балует нас новинками.